Поражение головного мозга вирусом SARS-CoV-2 при COVID-19: «мозговой туман»

5 апреля 2023
COVID-19 вызывает поражение центральной нервной системы (ЦНС) с клиническими проявлениями, включая энцефалит, некротизирующую энцефалопатию и когнитивную дисфункцию. При длительном COVID-19 часты случаи мозгового тумана.

Мутации SARS-CoV-2 происходят постоянно, и не совсем понятно, как изменяется инфекционность вируса в клетках ЦНС по мере мутации вируса.
В нескольких исследованиях изучалась степень поражения клеток ЦНС - нейральных стволовых клеток/клеток-предшественников, нейронов, астроцитов и микроглии в зависимости от различных видов мутантных штаммов SARS-CoV-2. Были получены разные противоречивые результаты.
К клеткам, из которых состоит головной мозг, относятся нейроны, астроциты, олигодендроциты, микроглия, кровеносные сосуды, перициты и т. д.
В различных отчетах указывалось, что SARS-CoV-2 может напрямую заражать нейроны, в то время как другие сообщают, что он не может напрямую заражать нейроны.

В экспериментальной работе японских ученых из Токио Yoshitaka Kase, Iki Sonn, Maraku Goto, Rei Murakami, Tsukika Sato, Hideyuki Okano (https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0014488623000638) было показано, что исходный штамм SARS-CoV-2, а также варианты Delta и Omicron с трудом заражают корковые нейроны, астроциты и нейральные стволовые клетки/клетки-предшественники. Ученые выявили, что вирус способен инфицировать микроглию.
SARS-CoV-2 поражает микроглию без различий в инфекционности среди мутантных штаммов варианта Delta и варианта Omicron. Причем, повреждение происходит через рецептор дипептидилпептидазы 4 (DPP4) (как у вируса MERS) и CD147. Вероятнее всего, именно DPP4 и CD147 являются основными рецепторами в ЦНС для входа SARS-CoV-2, а не ангиотензинпревращающий фермент 2 (ACE2), хотя он тоже есть в некотором количестве, но уровень его экспрессии низок.

В данной экспериментальной работе исследовали экспрессию ACE2, DPP4 и CD147 на уровне транскриптома и обнаружили, что ACE2 экспрессируется в нейронах, нейральных стволовых клетках/клетках-предшественниках, астроцитах и микроглии на очень низком уровне.
Басигин (BSG), ген, кодирующий CD147, экспрессировался на высоких уровнях во всех этих типах клеток.
Однако именно DPP4 был значительно выше в микроглии, чем в других клетках. Уровень его экспрессии был сравнительно ниже в немикроглиальных клетках.
Эти результаты свидетельствуют о том, что DPP4 является важным фактором, определяющим жизнеспособность инфекции SARS-CoV-2 в клетках ЦНС. Сообщалось, что микроглия, единственные иммунокомпетентные клетки в паренхиме головного мозга, аномально активируются COVID-19. Было показано, что SARS-CoV-2 вызывает аномальную активацию микроглии у хомяков, но неизвестно, поражает ли он микроглию. Данное экспериментальное исследование доказало, что SARS-CoV-2 может напрямую заражать микроглию человека.
Микроглия способствует выживанию и гибели нейронов, а также может обрезать синаптические связи, способствуя формированию функционирующих зрелых нервных цепей. Этот процесс напрямую связан с памятью.

Клетки микроглии выполняют иммунную функцию. Они подвижны — умеют ползать как амебы — и способны реагировать на широкий спектр проблем, таких как гибель дофаминергических нейронов при паркинсонизме или даже на бактериальные и паразитарные инфекции. При обнаружении специфического фактора микроглиальные клетки быстро «подстраиваются» под проблему, меняя свою морфологию, фенотип и функции. Это наблюдается при нейродегенеративных заболеваниях, инфекциях, опухолях, черепно-мозговых травмах и т. п. Например, при рассеянном склерозе микроглия активируется с помощью цитокинов и костимулирующих молекул, после чего у нее появляется способность реактивировать лимфоциты, способствуя этим уничтожению дегенерирующих нейронов.

Но кроме иммунной функции, микроглия напрямую связана с развитием мозга, памятью и обучением.
Ранее сообщалось, что SARS-CoV-2 может не только инфицировать микроглию, но даже вызывать гибель клеток . В данном исследовании ученые продемонстрировали, что даже варианты SARS-CoV-2 (варианты Delta и Omicron) могут инфицировать микроглию и что степень поражения от вариантов вируса не меняется.

Основываясь на новых полученных данных, становится понятны такие клинические симптомы постковида, как снижение памяти, рассеянность, забывчивость, мозговой туман – это напрямую связано с поражением вируса микроглии через рецептор дипептидилпептидазы 4 (DPP4).

 Врач Кузнецова Татьяна Александровна и Команда White Product желают вам здоровья!

Обратный звонок
Представьтесь, мы вам перезвоним.
Ваша заявка успешно отправлена!
Необходимо принять условия соглашения
Вы заполнили не все обязательные поля
Произошла ошибка, попробуйте ещё раз
Заказ
Оформите заказ, наш сотрудник свяжется с вами для уточнения деталей.
Ваша заявка успешно отправлена!
Необходимо принять условия соглашения
Вы заполнили не все обязательные поля
Произошла ошибка, попробуйте ещё раз